"Жар-птица"

Возраст учащихся: 8-17 лет

Нормативный срок обучения: 3 года

 

Дополнительная общеразвивающая авторская программа объединения "Жар-птица"

Роль изобразительного искусства вообще в воспитании творчески активной личности неоспорима. Но особое влияние, на мой взгляд, в этом воспитании имеет декоративно-прикладное искусство. Почему? Прежде всего потому, что оно необычайно массово. Произведения различных видов прикладного искусства окружают человека ежедневно, ежечасно и повсюду - а значит, постоянно воздействуют на него. Формируют, воспитывают.

А в прикладном искусстве особая роль принадлежит народному творчеству.

Народное искусство -   огромная сила, воздействующая на личность и общество.

К тому же народное искусство по своей наглядно-образной специфике зачастую доступнее восприятию ребенка, нежели профессиональное.

С другой стороны, мы восхищаемся произведением, творчеством конкретного художника, скульптора – мы соприкасаемся с мироощущением, образом мышления одного, пусть талантливого, гениального человека.

А когда мы общаемся с произведением народного творчества – мы соприкасаемся с мировоззрением, с представлениями целого народа. Потому что рукой народного мастера водит опыт тысячелетий; он в своем творчестве опирается на традицию, и бережно сохраняет народные традиции, которые складывались веками, отшлифовывались, отбирались, оставлялось всё самое ценное.  В народном искусстве есть любимые, вековечные образы и мотивы, сохраняющие древние предания, мифы, легенды, мечты, «умозрения в красках». Никогда мы не найдем там сцен жестокости, насилия. Используемые цвета, например в росписи, сочные, яркие, жизнеутверждающие, вселяющие радость, оптимизм.

Глаз обывателя, уставший от постоянного созерцания типовой мебели, посуды, «казённых интерьеров» отдыхает на предметах, например, украшенных росписью.

В этом искусстве нет бесполезного, бесцельного, нежизненного., потому что это предметы, которые употреблялись в повседневном быту, Но они также обладали высокими эстетическими достоинствами. Их форма, как правило, не только удобна, но и красива. Красота и польза в народном искусстве нерасторжимы.

Русское народное искусство выражает духовную культуру нашего народа, черты национального характера, представления о нравственных идеалах людей, неразрывно связанных с родной землей, природой, Родиной. И поэтому общение детей с народным искусством необходимо в нравственном становлении личности каждого из них. Опыт прошлого убедительно не раз показывал, что наш эпос является не только отражением, но и источником патриотизма, уважения и любви к Родине.

Ведь наше педагогическое вмешательство своей конечной целью имеет именно нравственное воспитание личности ребенка.

В самом деле, разве воспитание тонкого аппарата творческого восприятия природы, жизни, искусства не вооружает детей,   – будущих граждан – способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем рисование или восприятие искусства, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

В настоящей программе по народным росписям отражено стремление автора использовать то влияние, которое оказывает народное творчество на формирующуюся личность.

Программа «Жар-Птица» через приобщение воспитанников к истокам народного самосознания, самобытности и народного искусства призвана на практике показать необходимость такого воспитания для становления всесторонне развитой личности.

Программа «Жар-Птица. Виды народной росписи по дереву» является авторской. На Региональном конкурсе авторских программ 2011г. получила диплом III степени в номинации «Программы художественно-эстетической направленности».

Также обучающиеся занимаются квилингом – одним из самых актуальных и модных сегодня видов рукоделия. Для квилинга не требуется никакого специального дорогостоящего оборудования, цветная бумага в наши дни более чем доступна, а техника квилинга позволяет детям делать настоящие маленькие шедевры. Нас вдохновляют работы старых и современных мастеров древней скани (филиграни). В последнее время учащиеся объединения умело сочетают роспись, квилинг и приёмы работы с другими материалами при декорировании изделий.

Руководитель

Хованская Елена Игоревна

Фотографии
Работы обучающихся
Выставка работ обучающихся в этнографическом музее
Достижения

МАУДО "ДТДиМ имени О.П. Табакова"

Саратов 2021 г.